Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
«Ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла» в деревне Харампур
Деревня Харампур, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия 17973
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Памятник «Слава героям»
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, посёлок Звёздный 14170
Ульяновская улица

Памятник универсантам, участникам Великой Отечественной Войны

«Памятью вечной дорогу проложим к прошлому, к Родине и к себе» – гласит надпись на памятнике студентам и сотрудникам Санкт-Петербургского (Ленинградского) Государственного Университета, павшим в годы Великой Отечественной Войны. Осенью 1941 г., несмотря на сложную военную обстановку, в ЛГУ начался новый учебный год. Голод и сильнейшие морозы не помешали студентам прекрасно подготовиться к первой военной сессии: 90% экзаменов было сдано на «хорошо» и «отлично». Студенты и преподаватели работали на строительстве оборонительных укреплений под Ленинградом, вели агитационную работу, госпиталь на историческом факультете начал принимать раненых уже 17 сентября 1941 г. В феврале-марте 1942 г. университет был эвакуирован в Саратов. Там продолжили свою работу факультеты и лаборатории, студенты защищали дипломы и диссертации. За успехи, достигнутые в годы войны, университет был награжден Орденом Ленина, а 13 его профессоров стали членами Академии Наук. Однако большинство студентов-юношей и многие молодые преподаватели покинули учебные аудитории и отправились на фронт. Около 2800 универсантов защищали нашу Родину в составе Красной Армии и Народного ополчения и сражались фактически на всех фронтах. «Жив ли ты, мой родной университет, тяжелы ли твои раны, чем тебе помочь?» – такие письма приносила с фронта ежедневная почта. После окончания войны и возвращения университета в Ленинград стали подсчитывать потери. Не вернулся на родной филологический факультет профессор О. В. Цехновицер. Занимая должность полкового комиссара, он выступал с лекциями в частях и на кораблях Балтийского флота, принимал участие в обороне Таллинна в августе 1941 г. и погиб во время перехода кораблей Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. Воевавший на Ленинградском фронте доцент математико-механического факультета А. К. Калишук пропал без вести зимой 1942 г. В декабре 1941 года рота, в которой служил выпускник исторического факультета В. В. Васильковский, вела бои за освобождение деревни Рябинки Московской области. Неожиданно из замаскированного дзота открыл огонь вражеский пулемет. Сержант Васильковский подполз к дзоту и бросил две гранаты. Но пулемет продолжал стрелять, и тогда Васильковский закрыл амбразуру своим телом. Деревня была освобождена. Героя посмертно наградили орденом Ленина. В результате смелых и активных действий университетского партизанского отряда, которым руководил историк В. И. Дорофеев, было уничтожено много вражеской техники, однажды партизаны взорвали паровоз и пушки, которые он вез. В течение восьми дней отряд помогал оборонять Тихвина В ноябре В. И. Дорофеева наградили боевым орденом Красного Знамени. В январе 1942 г. его отряд неожиданно вышел на пулеметы врага, и В. И. Дорофеев был смертельно ранен. В 1943 г., поднимая бойцов в контратаку под городом Изюм, погиб студент-историк И. Л. Фрайман, посмертно награжденный орденом Великой Отечественной Войны I степени. Университет не забыл павших за Родину коллег. В 1995 и 2000 гг. вышли университетские «Книги памяти», на многих факультетах установлены памятные доски. В память о тех, кого российская наука потеряла на полях сражений и во время страшных блокадных зим, в 2005 г. в Петергофском Университетском учебно-научном комплексе был установлен памятник «Универсантам. 1941−1945». Его авторами выступили архитекторы Е. Северов и С. Телятников и скульпторы и В. Коваленко и А. Новиков. Создание памятника осуществлялось под руководством И. Г. Уралова. Памятник установлен перед входом на физический факультет. При подходе к нему в первую очередь в глаза бросаются две каменные глыбы. Сквозь узкую расщелину между ними универсанты уходят на фронт: здесь и совсем юные студенты и студентки, и их преподаватели, и будущие командиры: их отличает решимость и готовность отстоять родину в бою. «Университет потребует отчет» – любил повторять руководитель университетского партизанского отряда В. И. Дорофеев. Памятник напоминает нам о том, что настоящий ученый готов отстоять честь Родины не только на международном симпозиуме, но и на поле боя.

Бриц Эрик Георгиевич

Ученик 1 г класса 567 школы Петродворцового района Санкт-Петербурга, когда вырасту, собираюсь поступать в Университет


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator