Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Могила Героя Советского Союза К. И. Назаровой
Россия, Псковская область, Остров, Старое кладбище 14194
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Мемориальная доска на здании вокзала станции Жутово
Россия, Волгоградская область, Октябрьский район, поселок городского типа Октябрьский 14179
Ульяновская улица

Памятник универсантам, участникам Великой Отечественной Войны

«Памятью вечной дорогу проложим к прошлому, к Родине и к себе» – гласит надпись на памятнике студентам и сотрудникам Санкт-Петербургского (Ленинградского) Государственного Университета, павшим в годы Великой Отечественной Войны. Осенью 1941 г., несмотря на сложную военную обстановку, в ЛГУ начался новый учебный год. Голод и сильнейшие морозы не помешали студентам прекрасно подготовиться к первой военной сессии: 90% экзаменов было сдано на «хорошо» и «отлично». Студенты и преподаватели работали на строительстве оборонительных укреплений под Ленинградом, вели агитационную работу, госпиталь на историческом факультете начал принимать раненых уже 17 сентября 1941 г. В феврале-марте 1942 г. университет был эвакуирован в Саратов. Там продолжили свою работу факультеты и лаборатории, студенты защищали дипломы и диссертации. За успехи, достигнутые в годы войны, университет был награжден Орденом Ленина, а 13 его профессоров стали членами Академии Наук. Однако большинство студентов-юношей и многие молодые преподаватели покинули учебные аудитории и отправились на фронт. Около 2800 универсантов защищали нашу Родину в составе Красной Армии и Народного ополчения и сражались фактически на всех фронтах. «Жив ли ты, мой родной университет, тяжелы ли твои раны, чем тебе помочь?» – такие письма приносила с фронта ежедневная почта. После окончания войны и возвращения университета в Ленинград стали подсчитывать потери. Не вернулся на родной филологический факультет профессор О. В. Цехновицер. Занимая должность полкового комиссара, он выступал с лекциями в частях и на кораблях Балтийского флота, принимал участие в обороне Таллинна в августе 1941 г. и погиб во время перехода кораблей Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. Воевавший на Ленинградском фронте доцент математико-механического факультета А. К. Калишук пропал без вести зимой 1942 г. В декабре 1941 года рота, в которой служил выпускник исторического факультета В. В. Васильковский, вела бои за освобождение деревни Рябинки Московской области. Неожиданно из замаскированного дзота открыл огонь вражеский пулемет. Сержант Васильковский подполз к дзоту и бросил две гранаты. Но пулемет продолжал стрелять, и тогда Васильковский закрыл амбразуру своим телом. Деревня была освобождена. Героя посмертно наградили орденом Ленина. В результате смелых и активных действий университетского партизанского отряда, которым руководил историк В. И. Дорофеев, было уничтожено много вражеской техники, однажды партизаны взорвали паровоз и пушки, которые он вез. В течение восьми дней отряд помогал оборонять Тихвина В ноябре В. И. Дорофеева наградили боевым орденом Красного Знамени. В январе 1942 г. его отряд неожиданно вышел на пулеметы врага, и В. И. Дорофеев был смертельно ранен. В 1943 г., поднимая бойцов в контратаку под городом Изюм, погиб студент-историк И. Л. Фрайман, посмертно награжденный орденом Великой Отечественной Войны I степени. Университет не забыл павших за Родину коллег. В 1995 и 2000 гг. вышли университетские «Книги памяти», на многих факультетах установлены памятные доски. В память о тех, кого российская наука потеряла на полях сражений и во время страшных блокадных зим, в 2005 г. в Петергофском Университетском учебно-научном комплексе был установлен памятник «Универсантам. 1941−1945». Его авторами выступили архитекторы Е. Северов и С. Телятников и скульпторы и В. Коваленко и А. Новиков. Создание памятника осуществлялось под руководством И. Г. Уралова. Памятник установлен перед входом на физический факультет. При подходе к нему в первую очередь в глаза бросаются две каменные глыбы. Сквозь узкую расщелину между ними универсанты уходят на фронт: здесь и совсем юные студенты и студентки, и их преподаватели, и будущие командиры: их отличает решимость и готовность отстоять родину в бою. «Университет потребует отчет» – любил повторять руководитель университетского партизанского отряда В. И. Дорофеев. Памятник напоминает нам о том, что настоящий ученый готов отстоять честь Родины не только на международном симпозиуме, но и на поле боя.

Бриц Эрик Георгиевич

Ученик 1 г класса 567 школы Петродворцового района Санкт-Петербурга, когда вырасту, собираюсь поступать в Университет


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator