Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Мемориальная доска на здании вокзала станции Жутово
Россия, Волгоградская область, Октябрьский район, поселок городского типа Октябрьский 14179
Памятник «Слава героям»
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, посёлок Звёздный 14170
Россия, Нижегородская область, Сергач

Памятник и стела погибшему экипажу самолета Пе-2 и авиаконструктору В.М.Петлякову

7 мая 2006 года, в г. Сергаче состоялись торжественные мероприятия, посвященные открытию памятника и стелы погибшему экипажу самолета Пе-2 и авиаконструктору Владимиру Михайловичу Петлякову. 12 января 1942 года в 3 километрах от станции Камкино Сергачского района в 14:15 произошла катастрофа – самолёт загорелся в воздухе – экипаж и авиаконструктор Петляков погибли. Владимир Михайлович Петляков родился 15 июня 1891 года в селе Самбек Области Войска Донского (близ города Таганрога) в семье чиновника. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу. После революции он смог продолжить учёбу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов К. Б. Туполева. В 1925–1936 годах В. М. Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. Опыт, полученный в К. Б. Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) – Пе-8. В 1937 году В. М. Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии, но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобождён в 1940 году за успешную разработку новой машины. В 1941 году он был удостоен Сталинской премии I степени. Во время войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. Производство самолётов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолётов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим В. М. Петляков неоднократно обращался к высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолётах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полёт проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань – Москва. После того как, самолёты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолёт в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли. Похоронен В. М. Петляков на Арском кладбище в Казани Жители Сергачского района решили увековечить память погибшего экипажа и авиаконструктора В. М. Петлякова. Металлическую часть памятника изготовили специалисты ОКБМ им. Африкантова, а дизайнерский проект выполнен специалистами ННГАСУ. Стелу изготовило Сергачское предприятие «Память».

Канакова О.А.

Коллектив студентов III курса ГБОУ СПО "Сергачский агропромышленный техникум" увлекающихся краеведением и фотографией.


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator