Городской парк
У входа в парк — памятники.
Справа памятник Потапову Мефодию Иннокентьевичу, участнику Великой Отечественной войны, кавалеру 3-х боевых орденов и медалей. В 1944 г. Он прибыл по ранению домой и вскоре умер.
Следующий памятник — М. Л. Галату и Г. С. Леонову (революционерам, представителям Советской власти в городе Киренске), которые погибли от бандитской пули, устанавливая Советскую власть в городе. Могила находится в городском парке с надписью: «Спите спокойно, братья, ваше дело в надежных руках» (от представителей ВКП (б)).
Максим Лукич Галат — представитель Киренского уездного Совета, Гаврии Сергеевич Леонов — уездный военный комиссар и заместитель председателя Военно-революционного комитета.
Весной 1918 г. контрреволюция перешла в наступление по всей стране. Контрреволюционный мятеж, вспыхнувший в Киренске, обрушился жестоким террором против советских работников. Начались аресты и пытки. 8 июня 1918 года без суда и следствия мятежников М. Л. Галата и Г. С. Леонова расстреляли в ограде уездной тюрьмы. Горожане похоронили их в братской могиле на том месте, где стоял острог. Со строительством здания узла связи их прах был перенесен в городской парк. В честь Галата и Леонова названа одна из улиц города.
Дальше стоит памятник летчикам, участвовавшим в освоении Севера.
13 января 1928 г. Было принято решение Совета труда и Обороны об организации воздушной линии Иркутск-Якутск. Линия проходила вдоль реки Лены, протяженность ее составляла 2700 км. Весь путь покрывался за двое суток. Ближайшими портами на Лене были Усть-Кут, Киренск, Витим, Мухтуя, Олекминск, Якутск. В каждом из этих населенных пунктов управление арендовало на берегу дом подходящих размеров. Он и служил аэровокзалом. Летом на берегу строились избушки и причалы. К зимней навигации причалы убирались. На льду поближе к аэровокзалу выбирали наименее торосистую площадку и на ней разбивали взлетную полосу. Воздушные перевозки осуществлялись гидросамолетами: летом на поплавках, а зимой на лыжах. Радиосвязи и метеорологического обеспечения в то время не было. Но и в этих условиях экипажи мастерски выполняли полеты.
Не обходилось на трассе и без происшествий. Так, 27 октября 1932 года недалеко от Киренска, чуть ниже деревни Кулебякиной, произошло падение самолета. Все, кто был в самолете, погибли. Это пилот М. М. Рязанов , бортмеханики Г. М. Дементьев и Седов, пассажиры — инженер-гидролог Ф. О. Бергман и техник-механик В. В. Рачковский .
В похоронах, которые состоялись 6 ноября, участвовали почти все жители Киренска. После митинга состоялось торжественное захоронение погибших М. М. Рязанова , Г. М. Дементьева , Ф. О. Бергмана и В. В. Рачковского в братской могиле в городском саду.
Памятник лейтенанту Иванову Александру Михайловичу, летчику 5-го перегонного авиаполка, погибшего при перегоне истребителей из США по ленд-лизу 22 февраля 1943 года при посадке на аэродром в городе Киренске.
Памятник молодым летчикам: Юдаеву Алексею Васильевичу и автотехнику Захарову Алексею Петровичу, погибшим в 1951 году при выполнении правительственного задания (при сборе выборочной документации в Катангском районе), совершившим вынужденную посадку и замерзшим в тайге.
Во время Великой Отечественной войны действовала воздушная трасса Аляска-Сибирь, по которой советские летчики перегоняли для фронта боевые самолеты, закупленные в США по ленд-лизу. Один из участков пути, вошедшего в историю под названием «Трасса мужества» пролегал над территорией Иркутской области.
Пятый памятник поставлен молодым летчикам личного состава 4-го перелетного авиаполка Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии, с июня 1943 г. — 1-ой Перегоночной авиадивизии ГВФ в 1943—1944 гг. г.
Командир экипажа, командир эскадрильи — Лобарев Дмитрий Михайлович (1906 г. р.), уроженец города Днепропетровска. Штурман экипажа, капитан Ершов Михаил Константинович (1907 г. р.), уроженец Рязанской области. Третий член экипажа Нечепуренко Василий Николаевич (1924 г. р.), уроженец Усть-Маи Якутской АССР, стрелок-радист.
Как это случилось? На подходе к Киренску погода резко испортилась. Группа самолетов встретила на пути сплошную облачность. Они вошли в нее, строй распался. Последним к облачности подходил самолет капитана Лобарева. Он решил идти на Киренск. Идти ниже облачности было опасно, так как сопки закрыты. К городу они вышли несколькими группами, но экипажа капитана Лобарева среди них не было. Его искали, но безрезультатно. Когда время, отведенное на поиски, прошло и место гибели экипажа Лобарева не нашли, в журнале боевых потерь 4-го авиаполка 1-ой перегоночной дивизии сделали запись: «Заместитель командира эскадрильи Д. М. Лобарев , штурман звена М. К. Ершов и воздушный стрелок-радист В. Н. Нечепуренко пропали без вести 24 марта 1943 г. На участке Якутск-Киренск в 80 км. Восточнее Киренска».
Сорок четыре года глухая тайна хранила тайну гибели бомбардировщика А-20 «Бостон», прежде чем ее приоткрыла поисковая группа молодых пилотов Киренского авиапредприятия под руководством Владимира Сафонова. Она обнаружила разбитый самолет и останки экипажа в 28 км. от Киренска.
Исковерканные куски металла и останки людей разметало в радиусе 300 м. горючее в баках кончилось, поэтому не было ни взрыва, ни пожара. До сих пор растут на месте катастрофы немые свидетели трагедии — деревья со срезанными вершинами.
Для участия в захоронении погибших приехали родственники. 1 сентября 1988 года в городском парке открыт памятник экипажу Лобарева.
Еще один памятник был открыт 14 мая 2013 г. Состоялся митинг по поводу открытия памятника погибшим пилотам экипажа вертолета МИ-8Т № 24 410 и спасателя северного ПСО, жизнь которых оборвалась в один миг при исполнении служебных обязанностей по ликвидации ледяных заторов на реке Н.Тунгуска. Вертолет Ми-8 разбился в Катангском районе Иркутской области 6 мая 2012 г. На борту вертолета находились девять человек, все они погибли. В ходе экспертизы установлены личности девяти человек, в том числе трех членов экипажа и шести спасателей МЧС региона- командир — Марков И. А. , пилот-инструктор Жижелев А. В. , бортмеханик — Кулебякин А. В. , спасатели Чекрыгин И. Н. , Степанов А. И. , Кашко Ю. Н. , Пежемский С. А. , Арбатский С. М. в числе был и временно исполняющий обязанности руководителя регионального управления МЧС России Станислав Омельянчик. Вертолет Ми-8 взорвался в воздухе при закладке взрывчатки для подрыва льда на реке Нижней Тунгуске, свидетелем катастрофы стал экипаж и пассажиры второго вертолета, также вылетевшего на инспекцию паводковой ситуации. В вертолете перевозили около двух тонн взрывчатых веществ для подрыва льда. На месте крушения МИ-8 нашли «черный ящик» и фрагменты тел погибших. Траурные мероприятия по погибшим в авиакатастрофе прошли в Иркутске 14 июня. Панихида состоялась на площади у Дворца спорта «Труд» в центре столицы Приангарья. Проводить в последний путь спасателей прилетел из Москвы министр МЧС России Владимир Пучков. Минутой молчания почтили память погибших земляков. А потом были залпы и возложение венков и цветов к памятнику.
Каждый из памятников имеет свою историю, тайну о людях, которые героически погибли.
Мы до сих пор помним подвиги этих людей, чтим и ценим память о них. Ухаживаем за могилами бойцов, отдаем честь в их заслуженный праздник. Памятники не должны молчать!!!
Руководитель:
О себе: