Памятник воинам–землякам, погибшим в годы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн
Паровоз СО-17-12 прибыл с военным грузом в поверженный Берлин 10 мая 1945 года.
Построен в сентябре 1935 года на знаменитом локомотивостроительном заводе имени Коминтерна в Харькове. Как и многие его собратья, паровоз 17-12 славно поработал в предвоенные годы на стальных магистралях Родины.
В годы войны локомотив был определен в специальное формирование - колонну паровозов особого резерва и возил на фронт боевую технику, боеприпасы, горючее, маршевые пополнения.
Возглавлял экипаж паровоза Анатолий Жданович. Вторым машинистом был Григорий Глебов. Помощниками машинистов были Михаил Лозинский и Станислав Залевский, поездными кочегарами - Гоги Гоберидзе и Арам Гамарели, главными кондукторами - Карл Бебрис и Альфред Гринберг, поездным вагонным мастером – Г. Кришко. Всего, считая старших кондукторов и проводника вагонотеплушки, их было 13 человек. Это официально, а фактически - 14. Четырнадцатым был Славик Жданович, пятилетний сынишка старшего машиниста.
Славный боевой путь прошел экипаж паровоза. Тысячи и тысячи километров по фронтовым магистралям. Случалось, паровоз получал повреждения во время бомбежек или при артобстреле. Но проходило несколько дней, а то и часов, и, восстановленный руками ремонтников и экипажа, он снова возвращался в строй…
А когда закончилась война, паровоз 17-12 работал на Берлинском направлении, обслуживал пассажирские поезда на участке Брест-Варшава-Берлин. В 1946 г. паровоз уже был в Москве, в локомотивном депо «Москва – сортировочная». Затем долгое время находился в Ростовском объединенном транспортном хозяйстве.
В конце 1974 г. начались работы по созданию мемориала в Тихорецке. И 8 мая 1975 г. наступил торжественный день. Стальной богатырь, паровоз 17-12, застыл у выхода из каменного тоннеля.
студенты ГБПОУ КК ТИТ
Руководитель:
Варнакина Е.А.
Ефременко В.Г.
Коллектив Тихорецкого индустриального техникума, состоящий из преподавателей истории и информатики и студентов.
Руководитель:
О себе: