Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Памятник «Слава героям»
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, посёлок Звёздный 14170
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Мемориальная доска на здании вокзала станции Жутово
Россия, Волгоградская область, Октябрьский район, поселок городского типа Октябрьский 14179
Россия, НАО, Нарьян-Мар

Памятник оленно-транспортным батальонам

Я живу в Ненецком автономном округе. Столицей нашего округа является город Нарьян-Мар (в переводе с ненецкого «красный город»). 23 февраля 2012 года, в день празднования Защитника Отечества, в центре нашего города состоялось открытие памятника, посвященного оленно-транспортным батальонам. Мне захотелось узнать, что такое оленно-транспортные батальоны и почему наш народ так свято чтит их память. Вот что я узнала. Условия фронтовой жизни на самом северном направлении советско-германского фронта были необычайно суровыми. Одной из самых серьёзных проблем, с которой в начале зимы 1941 года столкнулось командование Карельского фронта, было обеспечение транспортного сообщения на огромной по протяжённости линии боевых действий. Передвижение любого транспорта (гужевого, тракторов, грузовиков) практически невозможно из-за отсутствия дорог и глубокого снежного покрова. На линии фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. В этих условиях командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Фролов отдал единственно верный приказ о формировании армейских оленьих транспортов (АОТ). А 20 ноября 1941 года Государственным Комитетом Обороны за подписью Иосифа Сталина с грифом «совершенно секретно» издано постановление «О проведении мобилизации и создании Оленьих упряжек и ездовых (каюров)». Оказывается, в годы Великой Отечественной войны жители округа  сформировали пять оленно-транспортных эшелонов, общей численностью более 600 человек и более 7000 голов ездовых оленей. Эшелоны из людей и оленей формировались в Канино-Тиманском, Большеземельском и Нижне-Печорском районах Ненецкого национального округа, а до места назначения - станции Рикасиха Архангельской области они шли своим ходом в условиях зимы и полярной ночи несколько сотен километров. Многие оленеводы брали на фронт личные упряжки. Дочь погибшего ездового Романа Выучейского, Валентина Гордеева, до сих пор помнит его четвёрку прекрасных быков белее снега. Ещё в памяти осталось обещание отца свернуть Гитлеру шею и вскоре вернуться с победой. А вот как вспоминала об отце, ушедшем на фронт также с личными оленями, Евдокия Егоровна Канюкова: «Ненцы на войну в то время вместе с оленями уходили, говорили, что фронту нужен транспорт. У моего отца была прекрасная упряжка и очень красивый бык-вожак, он его сам всему научил, выпестовал и вырастил, можно сказать. И на войну ушли все вместе: ненцы и их олени». Важнейшими задачами оленно-лыжных батальонов являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов. Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10142 раненых солдата. Олени перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Для оленей война завершилась в 1944 году после освобождения Карелии и Мурманской области. Монумент представляет собой композицию из ненца, тундровой лайки, северного оленя, находящихся в самом центре солнечного диска. Памятник оленно-транспортным батальонам повествует о легендарных подвигах народов Севера, которые внесли свой вклад в успешный исход Великой Отечественной войны. Героические люди, которые отправились по столь дальнему маршруту, смогли пройти на оленях по территории тайги и тундры, пройдя побережья Баренцева и Белого морей, славящихся свои суровым климатом. Монументальный памятник навсегда запечатлел в памяти своих земляков героический подвиг бесстрашных людей, не побоявшихся никаких преград на пути к Великой Победе. А еще власти округа учредили День памяти оленно-транспортных батальонов 1941-1945 годов, который отмечается 20 ноября. Я очень горжусь тем, что первый в России памятник оленно-транспортным батальонам установлен именно в нашем Заполярном Нарьян-Маре.

Кайзер Ольга Васильевна

Я ученица МБОУ "СОШ №5 г. Нарьян-Мара". Хочу рассказать о памятнике оленно-транспортным батальонам.


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator