Легенда:
Здание
Могила
Мемориал
Памятник
Обелиск
Прочее
Доска
Знак
Улица
Пулеметный ДОТ
Линия по реке Городне сохранилась частично, наиболее показательный объект от неё - мемориал на Новоясеневском проспекте, с сохранившимся ДОТом. "Приказом командующего войсками Московского военного округа № 005/ОП от 14 октября 1941 года определялась линия оборонительного рубежа вокруг столицы. Она проходила через Ростокино, Лихоборы, Коптево, Химки, Иваньково, Щукино, высота 180,4, Кунцево, Матвеевское, Никольское, Зюзино, Волхонка, Батраково. Начальником оборонительного строительства был назначен заместитель председателя Исполкома Моссовета М.А.Яснов. Срок окончания оборонительных работ устанавливался 20 октября. Этим же приказом было определено, что в первую очередь следует строить противотанковые препятствия (рвы, эскарпы, контрэскарпы, завалы), артиллерийские доты, дзоты и площадки, а в последующем - пулеметные доты, дзоты и соты. Начальником оборонительного рубежа был назначан генерал-майор С.Ф. Фролов. В соответствии с установками ГКО и командования Московским военным округом в Москве и ее окрестностях широко развернулось строительство оборонительных укреплений с тем, чтобы превратить столицу нашей Родины в неприступную крепость.Руководство этими работами было возложено на начальника инженерного управления Московской зоны обороны генерал-майора инженерных войск Е.В. Сысоева". Во исполнение приказа командующего МВО Московский Совет 25 октября принял постановление, согласно которому к строительству линии укреплений под Москвой привлекалось население города в возрасте: мужчины - до 45 лет, женщины - до 40 лет. Районные советы обязывались дополнительно послать сроком на семь дней трудоспособное население. За время нахождения на строительстве за рабочими и служащими сохранялась средняя заработная плата по месту работы, они обеспечивались бесплатным питанием из расчета 5 рублей на человека в сутки. Под дождем и снегом, под бомбежками москвичи и жители Подмосковья за полтора месяца построили на подступах к столице неприступные полосы укреплений, проявляя высокое сознание долга перед Родиной, стремление во что бы то ни стало защитить родной город. Ну, а вот собственно про работы в районе нынешнего Битцевского парка: Работы в Зюзино были начаты 15 октября, а закончены 15 декабря 1941 года. Руководил ими штаб во главе с начальником строительства инженером В.А. Мельниковым. Общее количество работающих доходило до 7,5 тыс. человек одновременно. Все они были разбиты на бригады с учетом принадлежности к той или иной организации, одиночки объединялись в отдельные бригады. Оперативно-техническое руководство осуществлялось по ротам. Распорядок дня был суровый: подъем в 6 часов утра, отбой в 23 часа. Тяжелыми были и условия работы на трассе: пересеченная местность, глинистая почва, частично поросшая лесом, осенние дожди создавали непролазную грязь. Размещались строители в окрестных поселках, пищу привозили в бидонах из Москвы. Осложняли обстановку частые налеты вражеской авиации. Однако патриотический дух работающих был настолько высок, что во время бомбежек работы не прекращались, несмотря на то что бомбы во многих случаях падали недалеко от них. На территории Битцевского парка сейчас можно найти 3 полосы обороны: Здесь, на самой высокой точке Битцевского леса - высоте 230,2 была расположена зенитная батарея, возможно, 329 зенитно-артиллерийского полка. Фронт в западной части простреливает Лысую гору Калужскую дорогу в сторону д. Деревлёво, в центре - прикрывает дорогу из Зюзина в Узкое и Ясенево. В 50 м. от дороги вк востоку сохранился ЖБОТ, имеющий сектор обстрела выемку-спуск к Водянке.
Журавлева Анастасия Дмитриевна
О себе: Журавлева Анастасия 13 лет. Школа №1106.