Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Памятник «Слава героям»
Россия, Кабардино-Балкарская Республика, Чегемский район, посёлок Звёздный 14170
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Могила Героя Советского Союза К. И. Назаровой
Россия, Псковская область, Остров, Старое кладбище 14194
Советская улица

Танк "Иркутский комсомолец"

Танк Т-34-85, водруженный на постамент в 1967-й День Победы в Иркутске, знаком каждому жителю города, но мало кто знает, что этот танк никогда не был в знаменитой колонне «Иркутский комсомолец». Этот танк модели Т-34-85 с серийным номером №4100855 является своеобразной данью уважения комсомольцам Иркутской области времен Великой Отечественной войны, благодаря средствам которых была построена первая танковая колонна Иркутска. Танк, который каждый горожанин в настоящее время может увидеть на постаменте, никогда не состоял в колонне «Иркутский комсомолец», но свой боевой путь прошел с честью и окончил его в Праге. Из танков, входивших в «Иркутский комсомолец», в наше время уже не осталось ни одного. Боевая техника в количестве 8 машин, которую иркутяне отправили на поля боя в 1942 году, там же, на этих самых полях и осталась. В начале войны инициативные иркутские комсомольцы завода машиностроения имени В. Куйбышева начали сбор средств, для постройки колонны танков «Иркутский комсомолец». Жители Иркутска в конторе Госбанка открыли счет, на который все могли делать взносы на строительство боевых машин. Активно включилась комсомольская молодежь, а глядя на их пример и все иркутские трудящиеся. Люди вносили и средства из своих собственных сбережений. Жителями Иркутска было тогда собрано ровно 2 842 855 руб. на танки, которые сами жители и построили. Участок для строительства танковой колонны выделили перед самым выходом основного корпуса Иркутского авиационного завода. Комсомольцы, отслужившие в танковых войсках нашей армии и специалисты, которые раньше уже работали на танковых заводах и положили начало строительству этих боевых машин. Танки начали изготавливать уже в ноябре 1941 года. Перед строительством в наличии были только коробки передач, бронекорпуса, радиаторы, моторы танков – М-5 и кое-какое оборудование. Ещё у комсомольцев был пакет чертежей на танки Т-26 и БТ-5 в виде альбомов. Работы было много и бывало, что люди сутками находились на заводе. Сборка танков могла задерживаться только из-за недостающих деталей, поэту на ходу решали многие сложные вопросы. Уже в апреле 1942 года комсомольцы изготовили 12 танков: четыре танка Т-26 и восемь танков БТ-5.Строили эти боевые машины 25 комсомольцев, жителей Иркутска. На первом же организационном заседании было решено создать бригады по три человека и каждая из этих бригад, обязалась собрать по 2-3 танка. В руководящем составе обязанности были распределены: Першин П.Л отвечал за обеспечение колонны деталями, ответственный за качество деталей и сборку танков – Виктор Филимонов, за обеспечение материалами и инструментами, изготовление чертежей ответственным был Л.Борисов, А. И. Денисевич был непосредственным руководителем сборки танков, испытанием машин и сдачи их военному представителю. Танки БТ-5 комсомольцы собрали уже к 23.02.1942 году. Оставалось испытать ходовую часть, поставить вооружение и его пристрелять. Обкатка боевых машин показала полную их пригодность. Работали исправно все агрегаты и узлы. Испытания были проведены по имеющимся техническим условиям. Приемку начал военный представитель. Танки испытывали за чертой города по одному в день. Все работы подходили к завершению, готовые танки красили. Танки БТ-5 готовы к сражениям. В сборке задержались четыре танка Т-26, не было в наличие моторов, но их обещали доставить со складов соседнего округа. По завершению сборки этих машин, они так же прошли все необходимые испытания. За 22 дня колонна танков добралась до Москвы. В столице на крышах зданий, площадях были зенитные установки. На ночь аэростатные команды ставили заградительные металлические сетки от авиационных бомб. На улицах Москвы движения почти не было, кругом были в основном военные. Выехав на машине из Москвы к маленькой железнодорожной станции, где разгрузили танки, там же выстроили весь личный состав и состоялся официальный митинг.

Сухова Виктория, Бердникова Екатерина

Увлеченные историей войны нашей страны, мы решили передать вам нашу гордость за иркутских комсомольцев, воевавших в 1945 году.


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator