Братская могила летчиков на сельском кладбище
Во время Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны в нашем селе Башмак Ленинского района Еврейской автономной области стоял 302-й истребительный авиационный полк и 605-й батальон авиационного обслуживания.
302-й истребительный авиационный полк начал формироваться 14 декабря 1940 года. Место формирования — село Бабстово ЕАО. В июле 1942 г. полк перебазировался в село Башмак ЕАО. 9 августа 1945 г. полк вступил в боевые действия против японцев на территории Маньчжурии и находился на фронте по 28 августа 1945 г. В октябре 1945 г. полк перебазировался на аэродром г. Хабаровска. За время боевых действий полк провёл 133 боевых вылета.
Основой 302-го истребительного авиационного полка стала 3-я эскадрилья 76-го штурмового авиационного полка. Материальный состав эскадры: самолёты И-16, УТИ-4, Р-5, Як-1.
Личный состав эскадры: 17 летчиков, 12 техников. По уровню подготовки летный состав только приступил к выполнению самостоятельных полётов по технике пилотирования. Молодой лётный состав для формирования полка прибыл из 168-го и 166-го разведывательных авиационных полков, а также из Качинской школы пилотов.
Все послевоенные годы жители села Башмак хранят память о летчиках.
На сельском кладбище установлен памятник погибшим пилотам. Краткое описание памятника на захоронении: памятник бетонный с мраморной крошкой, высотой 1,2 м, установлен в 1990 г. Количество захороненных — 7 человек, вид захоронения — братская могила.
В музее села Башмак мы нашли старые пожелтевшие письма однополчан 302-го истребительного авиационного полка и 605-го батальона авиационного обслуживания. Большинство сохранившихся писем подробно повествуют о людях, служивших в этом полку, о нелегкой военной службе. Все эти письма, документы, фотографии достались нам по наследству от наших ровесников — ребят восьмилетней школы села Башмак, активистов группы «Поиск» 70-х годов прошлого столетия, которой руководила бывший директор нашей школы, учитель истории, Почетный работник общего образования Российской Федерации Ирина Ивановна Огородник.
Какие же мы узнали сведения о погибших летчиках?
Лейтенант Артющенко Фёдор Владимирович, 1922 г. р. Уроженец Гомельской области села Крупец. 11 августа 1945 г. не вернулся с боевого задания в район Фудзин.
Бывший ефрейтор 605-го батальона авиационного обслуживания Абросимова Таисия Федоровна рассказывает о гибели летчика Федора Артюшенко: «Да, память… Как их, ребят, забудешь? Помню, как погиб Федя Артюшенко — во время боев с японскими захватчиками. Федю нашли в очень тяжелом состоянии, так как самолет врезался в сопку. Но Федя был еще жив, его отправили в госпиталь. Через какое-то время в часть сообщили о смерти Феди». Ему было 23.
На сайте «Мемориал» имеется приказ об исключении из списков младшего лейтенанта 605-го батальона авиационного обслуживания Власова Никифора Ивановича. Он умер 2 июля 1945 г.
Вот что вспоминает о его гибели Каверзнева Н. Д. , парашютоукладчица 605-го батальона авиационного обслуживания: «Он был очень живой, жизнерадостный, хотя и очень скромный человек. Он буксировал воздушную цель-конус, а другие летчики заходили сзади и стреляли по конусу. И вот один из летчиков при заходе попал по кабине самолета. Я как раз вела хронометраж полета. Смотрим: самолет начал качаться, пошел на снижение и упал от аэродрома на 5-ом километре. Потом раздался взрыв. Взорвался бак с горючим… Кто это видел, картина страшная. Вообще, непередаваемое чувство, когда на глазах гибнет боевой товарищ, а ты ничем не можешь ему помочь…». Ему было 21.
Остались также воспоминания Каверзневой Н. Д. , парашютоукладчицы 605-го батальона авиационного обслуживания о гибели летчиках Морозове, Кирьякове, Кондратьеве:
«Старший лейтенант Морозов был командиром 2-ой эскадрильи. Он погиб в мае 1943-го, в паре с младшим лейтенантом Кирьяковым Николаем. Морозов, как командир эскадрильи, проводил учебно-тренировочный полет, проверял способности молодых летчиков. В полете у них отказал мотор, заело тяги. Они не смогли выпустить шасси, тянули к аэродрому. Недотянули… Упали в болото без шасси. Самолет немного повредился, а они оба погибли сразу. Морозов и Кирьяков были хорошими ребятами. Их уважала и любила вся эскадрилья».
«Летчик Кондратьев погиб при полетах на самолете „Истребитель“ ЯК-9. В воздухе оторвалось крыло. Это было весной 1945-го, напротив села под Дауром. Самолет ушел в землю на 8 метров и в земле горел. Целый день нельзя было подступиться к этому месту, потому что на самолете была пушка и заряды к ней, да два пулемета с патронами. Это все взрывалось, вылетало наружу. А когда кончилась стрельба, сохранился карман от гимнастерки. В нем были все документы и комсомольский билет, немного обгорелый, но целый».
Ученики нашей школы традиционно ухаживают за могилой погибших летчиков, в дни празднования Победы возлагают венки.
Ученики 3-го и 4-го классов
Руководитель:
Плетнева Валентина Алексеевна
Для воспитания настоящих патриотов России в нашей школе в 3−4 классах организована работа краеведческого кружка. Основные направления краеведческой деятельности состоят в подготовке сообщений для школьных мероприятий, связанных с историей Еврейской автономной области, Ленинского района, села Башмак, в сборе информации об истории родного края, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой, гражданско-патриотической тематике, организации акций, посвященных памятным датам области, района, села. Идеология программы краеведческого кружка «БЕРЕГИ ТЕХ, КТО ЖИВ. ПОМНИ ТЕХ, КОГО НЕТ».
Руководитель:
О себе: