Легенда:
Здание
Могила
Мемориал
Памятник
Обелиск
Прочее
Доска
Знак
Улица
Иркутский авиационный завод
Я живу в городе Иркутске и мне хотелось бы рассказать об иркутском авиазаводе, работники которого работали с утра до ночи, для того чтобы обеспечить фронт необходимой техникой (не только самолетами, но и танками). И так начнем: Первый самолет В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод № 125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией – это оборона. Защита своего государство – вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. Завод имени Сталина Особый этап в жизни завода – период Великой Отечественной Войны, когда в 1941-м завод был объединен с московским «Заводом № 39 имени Менжинского». В этой связи в Иркутск был эвакуирован не только сам завод, но и большая часть его персонала, который поначалу размещался в очень стесненных, некомфортных условиях. Для Иркутска это стало самым массовым «переселением» статусных столичных жителей после эпохи декабристов, ведь среди эвакуированных москвичей числились ведущие авиационные инженеры, техники и летчики-испытатели. Предприятие получило новое название: ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени авиационный завод № 39 имени И. В. Сталина. САМОЛЕТЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ Во время войны Иркутск в рекордно-короткие сроки освоил, построил и отправил на фронт сотни самолетов. И это были модели, значительно повлиявшие на ход войны: пикирующий бомбардировщик Пе-2 разработки К. Б. Петлякова, выпущенный здесь в количестве 730 штук, дальний истребитель Пе-3 бис, а также одна из основ авиаударной группировки нашей Армии – знаменитый дальний бомбардировщик Ил-4, коих Иркутск с 1942-го по 1944-ый годы собрал более 900 штук. АВИАДИЗЕЛИ Особая страница того сложнейшего времени – постройка самолетов с дизельными двигателями. Сначала, в 1943-м, был построен опытный образец дальнего бомбардировщика Ил-6 с двумя дизелями по 1500 л.с. каждый, на котором отработали новые технологии, а после было освоено серийное производство дальних бомбардировщиков Ер-2, разработанных в К. Б. Ермолаева – преемника легендарного авиаконструктора Роберта Бартини. Их отличали не только дизельные двигатели, но и красивые крылья особой, «ломаной» формы. Авиадизели обеспечивали высокие летно-тактические характеристики Ер-2: пять тонн бомбовой нагрузки и дальность полета до 5200 км – рекордные показатели того времени. Да и в целом самолет настолько понравился руководящей верхушке СССР и, как гласит летопись, самому Сталину, что в К. Б. Ермолаева был заказан самолет «Особого назначения» – для перевозки на большие расстояния руководства страны, высшего командования Красной Армии, а также для возможного проведения на борту самолёта прямых дипломатических переговоров. Иркутский комсомолец Кроме строительства военных самолетов на базе иркутского авиационного завода было организовано строительство танковой колонны «Иркутский комсомолец». В первый год войны по инициативе комсомольцев завода тяжелого машиностроения им. В. Куйбышева молодежь области начала сбор средств на постройку танковой колонны «Иркутский комсомолец». В Иркутской конторе Госбанка был открыт счет 160091, на который делались взносы на строительство танков. Дружно включились комсомольцы и молодежь, а за ними и все трудящиеся области. Они отчисляли на танки заработанные на воскресниках деньги, вносили средства из своих личных сбережений, сдавали облигации госзаймов, драгоценности и вещи. Иркутяне не только собрали деньги в сумме 2842855 рубля на строительство танков, но и сами их построили. Строили танковую колонну на выделенном участке перед выходом из главного корпуса Иркутского авиазавода. Зачинателями выступили комсомольцы, отслужившие в армии, в танковых войсках и специалисты, ранее работавшие на танковых заводах. Начали изготавливать танки в ноябре 1941 года. К началу работ были только бронекорпуса, танковые моторы М-5, коробки передач, радиаторы и кое-что из оборудования. Кроме того, был комплект чертежей в виде альбомов на танки БТ-5 и Т-26. Наступила горячая пора. Работали много, часто бывало, когда по суткам не выходили с завода. Сборка задерживалась из-за отсутствия многих деталей. На ходу приходилось решать ряд сложных вопросов. Комсомольцам удалось преодолеть все препятствия и к апрелю 1942 года 12 танков уже были сделаны: 8 танков БТ-5 и 4 танка Т-26.
Гусевский Даниил Андреевич
О себе: Просто человек