Карта памяти
Воинам Великой Отечественной войны посвящается
Братская могила советских воинов.
Россия, Республика Крым, Джанкой, Старое кладбище 17788
Братская могила партизан, 1942-1944 гг.
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17787
Могила майора Р.Р. Магалашвили
Россия, Республика Крым, Джанкой, улица Титова 17786
Подводная лодка С-13
Россия, Нижний Новгород 16233
Эвакогоспиталь 3755
Россия, Челябинская область, Троицк, улица Гагарина, 13 16218
57-мм противотанковая пушка образца 1943 г.
Россия, Московская область, Дубна 15081
Аллея Славы
Парк имени Гагарина 14745
Обелиск в Ярковском лесу
Россия, Тамбовская область, Мичуринский район, село Турмасово, улица Исакова 14727
Обелиск воинам-землякам в ГПЗ «Константиново»
Россия, Московская область, городской округ Домодедово, посёлок Государственного племенного завода Константиново, Парковая улица 14151
Могила Героя Советского Союза К. И. Назаровой
Россия, Псковская область, Остров, Старое кладбище 14194
Памятник односельчанам
Россия, Саратовская область, Петровский район, село Новая Усть-Уза 14109
Мемориальная доска на здании вокзала станции Жутово
Россия, Волгоградская область, Октябрьский район, поселок городского типа Октябрьский 14179
Заводская улица

Памятник воинам-штрафникам

Памятник воинам-штрафникам является единственным в России. Это небольшая скульптура: на каменном постаменте воин стилизованным щитом отодвигает фашистский крест, а в спину его как бы вонзается пятиконечная звезда – символ советского государства. Памятник создал на свои средства член Союза художников России, заслуженный художник России, академик Академии кузнечного дела Валентин Яковлевич Воробьёв в память о своём отце, который в 1941 году вместе с односельчанами был угнан в Германию для работы на танковом заводе. Ему удалось бежать, он долго скитался по Германии, год служил у немецкого барона. В то время на побывавших в немецком плену смотрели как на предателей. Поэтому вернувшись на родину, отец художника уничтожил старую метрику, а чтобы «искупить вину», пошел служить в армию. И всю жизнь боялся говорить о немецком плене. Жена и сын узнали о работе в Германии лишь незадолго до его смерти. Формирование штрафных воинских подразделений началось в июле 1942 года в соответствии с приказом наркома обороны И. В. Сталина № 227. В них зачислялись из числа провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости. Штрафные подразделения применялись для организации разведки боем, взятия укреплённого опорного пункта противника и т. п. Они направлялись на самые опасные участки фронтов, при этом были неизбежны большие потери в личном составе. Часто штрафники в полный рост шли в лобовую атаку укрепленных позиций противника без артиллерийской поддержки, по открытой, полностью простреливаемой с господствующих высот местности. Иногда, по воспоминаниям очевидцев, стрелковое оружие (винтовки) имелось только у одного из пяти или даже десяти бойцов. Остальные должны были «добыть его в бою» или взять у убитых. Штрафников называли ещё «живым щитом», они первыми погибали при контратаках. Срок пребывания в штрафном подразделении определялся приказом по полку и составлял от одного до трёх месяцев, либо до ранения в бою, либо до совершения подвига, достойного правительственной награды.

Романова Лидия Ивановна, учитель истории

Красногорская средняя школа № 1 самая старая в городе Красногорске. В 2014 г. отметила 80-летний юбилей. Многие коренные жители города – выпускники школы, поэтому в 2009 г. в школе был открыт музей, посвящённый истории школы. Продолжается сбор материалов, ведётся исследовательская работа.


памятных мест 9 879
историй 11 216
фотографий 25 862

Память и признательность

Великая Отечественная война сохраняется в нашей памяти, к какому бы поколению мы себя не относили. Памятники и обелиски, мемориалы и скромные могилы на территории нашей страны и за ее пределами — наглядные свидетельства самой кровопролитной войны в истории человечества.
Всероссийский сетевой школьный проект «Карта Памяти», стартовавший в 2015 году в канун 70-летия Дня Победы, ставит своей целью воспитание у молодого поколения чувства сопричастности к увековечиванию памяти о событиях, героях и участниках Великой Отечественной, передачу эстафеты работ по сохранению и популяризации памятных мест прошедшей войны, предусматривает широкое вовлечение школьников в этот процесс. Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы.
loadingIndicator